Звучание слова и его значение(с. 52—53). Упражнения в звуковом анализе слов

Задачи: а) развивать умение определять количество звуков в слове, их последовательность, учить определять гласные и согласные звуки, твердые и мягкие; б) различать (в практическом плане) звуковую форму слова и его значение.
I. 1. Звуки музыки и звуки нашей речи.
— Какую песню исполняют дети? («По малину в сад пойдем...») (Учащиеся, подпевая им, изображают содержание песни движениями, мимикой, жестами. Определяют, что звучание мелодии передается нотными знаками, а звучание слов — условными значками в схемах.)
— Произнесите название ягоды из песни. Попробуйте заполнить звуковую схему.
Сравнивают звучание и значение слов малина и калина и делают вывод: изменение одного звука меняет смысл слова.
2. Логические упражнения на классификацию слов и заполнение звуковых схем. Рассматривая рисунки, дети соотносят значение слова и его звуковую форму.
Учащиеся соревнуются, кто больше назовет слов, обозначающих ягоды, бахчевые культуры 14.
3. Затем дети коллективно анализируют слова: арбузы, дыни, тыквы, записывают звуки в схемах, характеризуют их (мягкие, твердые).
4. Работа в паре. По рисунку учащиеся определяют, кто из зверей образовал пары и почему. Для этого выделяются последний и первый звуки в каждой паре слов: тигр — рысь, волк — кот. Последняя пара лиса — стрекоза образована неверно, и не только из-за несовпадения звуков.
— Кто из зверей не на месте? (Стрекоза не зверь, а насекомое.)
5. Загадки по серии рисунков с изображением животных. Учащиеся определяют, что у ослика неверно нарисован хвост (сказка А. Милна про Винни Пуха и его друзей может быть здесь кстати), и заполняют схему слова с характеристикой каждого звука. Отгадывают названия других животных (слон, баран) и записывают отгадки в звуковые схемы слов.
II. Письмо.«Подбери пару», «Разгадай секрет» (с. 52—53).
1. Классификация слов по цвету, форме, принадлежности.
2. Звуковой анализ слов (с. 54—55).
3. Письмо элементов письменных букв.
4. Свободное письмо элементов письменных букв.

Слог. Деление слов на слоги(с. 54—55)

Задачи: дать учащимся представление о слоге как произносительной части слова, формировать умение произносить слова по слогам и правильно определять составляющие их звукосочетания.
I. 1. Встреча с любимыми героями детских книг. Дети припоминают 2—3 истории о Малыше и Карлсоне, выражают свое отношение к ним, затем составляют связный рассказ по ситуации.
2. Выделение в слове слогов.
— Припомните, как произносят (кричат) слова люди, находящиеся далеко друг от друга. (Произносят слова по частям, скандируют 15.)
— Если вы любите названных героев, покажите им, как следует произносить слова.
— Посмотрите, как это показано на схеме слова. Попробуем так покричать: «Ма-лыш!», «ма-ма!», «па-па!».
3. Учитель обобщает: «Такие выделяемые при произношении части слова называются слогами. Само слово подсказывает, что оно слагается (складывается) из слогов. Условимся обозначать слоги дугой (лигой 16)».
Учащиеся сравнивают количество слогов и количество гласных в слове, пытаются сами открыть секрет деления слова на слоги (в слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков).
4. Упражнение в делении слов на слоги сопровождается записью в тетрадках-малышках или хлопками и жестами. Начинать упражнение лучше с имен собственных. Дети припомнят случаи, когда родители звали их домой, используя прием скандирования (произносили слово по слогам), — Ни-на, Во-ва, О-ля, И-ра, И-ван.
5. Формирование умения произносить слова по слогам проводится в форме игры «Как Буратино учился говорить ».
Вначале учащиеся, подобно Буратино, произносят слова по слогам за папой Карло: чай-ник, ру-баш-ка. Затем задача усложняется: учащиеся должны сами разделить слова на слоги, обозначив на схемах слоговую границу: дом, кни-ги, Бу-ра-ти-но. Чтение слов по схемам.
6. Рассказ в картинках В. Сутеева «Мышонок и карандаш». Учащиеся рассказывают эту историю, пытаясь читать подписи под рисунками.
— Договори слово за мышонка. Кто изображен на рисунке? (Учащиеся изменяют слово так, чтобы в нем остался один слог (кот). Можно связать это с грамматической пропедевтикой рода существительного: «Кошка — это она, а кот ...?»)
Учащиеся заполняют звуковые схемы слов (кошка, кот), выделяют слоги, характеризуют звуки (гласные, согласные).
7. Песенка-игра «Далеко-далеко на лугу пасутся ко...».
— Дополните слог ко- так, чтобы получилось новое слово. Дети договаривают слова на ко-: ко-зы, ко-ни, обозначая звуки и слоги на схемах слов, читают их. Учащиеся могут подписать под схемой буквы, если знают.
8. «Чудесные превращения слов».
Задание: изменить слово так, чтобы в нем вместо одного слога стало два, вместо двух — три (лиса — лисица, куры — курица).
9. Итог урока.
— Какие важные сведения об особенностях слова вы сегодня узнали? (Слово можно делить на части-слоги. В слове столько слогов, сколько в нем гласных.)
10. Урок можно построить иначе, если использовать отрывки из произведения Э. Успенского «Школа клоунов», которое помогает детям закрепить полученные знания.
Давайте заглянем на урок в школу клоунов. Интересно, как они изучают тему «Деление слова на слоги». (Ирина Вадимовна — директор школы и учительница. Шура, Наташа и Саня — клоуны-ученики.)
Ирина Вадимовна объясняла клоунам:
— Слово можно разделить на части. В слове бывает столько частей, сколько раз мы открываем рот. Например, я говорю мама. Я открываю рот два раза. Значит, в слове мама две части.
— Я все поняла! — закричала Наташа. — Слово стул состоит из пяти частей. Потому что в нем четыре ножки и спинка.
— Нет, не так, — добавил клоун Саня. — Там же еще сиденье есть.
Тут вмешался Шура:
— Они совсем меня запутали. По-вашему, Ирина Вадимовна, слово стул состоит из одной части. Мы один раз рот открываем. А они говорят — из многих частей. Из сидений и ножек... Тогда получается, что слово сороконожка состоит из сорока частей. У нее же ног сорок.
Клоуны зашумели.
— Нет, — успокоила их Ирина Вадимовна. — Слово сороконожка состоит из пяти частей со-ро-ко-нож-ка. Очень просто сосчитать.
— Совершенно невозможно! — сказала Наташа.
— Почему же?
— Потому что мы считать не умеем.
— Верно, — согласилась Ирина Вадимовна. — Тут моя ошибочка. Объявляется перерыв на два часа.
11. После прослушивания отрывка можно задать такие вопросы:
— Какие ошибки допустили клоуны? (Они делили на части не слова, которыми обозначаются предметы, а сами предметы, поэтому их подсчеты не совпадали с количеством слогов в слове.)
— Усвоили ли клоуны тему «Деление слова на слоги»? Что им помогло? Чтобы никто не допускал таких же ошибок, как клоун Наташа (она путала предметы и слова), заучим с вами четверостишие из песни:





Должны запомнить дети И знать, как дважды два, Что есть на целом свете Предметы и слова.

II. Письмо.«В спортивном зале», «Догадайся» (с. 56—57).
1. Звуковой анализ слов. Заполнение схемы. Чтение слов по следам анализа.
2. Упражнения в написании письменных элементов строчных и заглавных букв.

Ударение в слове(с. 56—57)

Задачи: а) дать учащимся общее представление об ударении в слове и формировать умение определять место ударения в слове; б) показать значение ударения для объединения звуков в слове; совершенствовать культуру речи учащихся: умение правильно произносить слово и ставить в нем ударение.
I. 1. Знакомство с ударением. «Приглашение на бал к Золушке».
Придворный кавалер приносит послание Принца:
— Принц приказал объявить во всеуслышание, что на бал попадет тот, кто разгадает секрет двух слов (зáмки — замки́).
Рассматривание иллюстраций азбуки, объяснение значений слов зáмки (дворцы) и замки́. Озвучиваются схемы этих слов, помещенные на доске. Наблюдая за особенностями произношения слов, учащиеся замечают, что, хотя звуки в словах одинаковые, в одном случае выделяется голосом слог зам, а в другом — ки. Вводится понятие ударного слога как произносящегося с большей силой голоса, т. е. громче, протяжнее 17. Можно задать детям вопрос:
— Какую особенность произнесения слова вы заметили?
Учащиеся сами формулируют вывод: слоги в словах произносятся неодинаково, с различной силой голоса, одни слоги — более громко и протяжно, другие — немного тише.
Вывод учителя: «Ударение различает слова по смыслу».
2. Введение знака ударения.
Появляется новый персонаж — Мальчик-колокольчик, который, ударяя своим волшебным молоточком по одному из слогов каждого слова(зáмки — замки́), отмечает ударный слог знаком ударения. Он ставится в схеме над гласным звуком.
— Обратите внимание на одну особенность появления знака ударения в слове. (Учащиеся обнаруживают, что ударение ставится только над гласным звуком.)
— Договоримся, что гласный звук, на который падает ударение, и слог, где стоит ударение, будем называть ударным.
3. Культура речи детей.
Хозяйка бала Золушка предложит подарки тем, кто правильно определит место ударения в слове... (Учитель показывает рисунок туфли, дети дают свое название.) Запомните: тýфля — тýфли, тýфелька. Сравните значения слов: туфля — туфелька.
— Золушка стала принцессой не только потому, что была прекрасно одета. Она еще была милой, доброй девушкой, умела себя вести и правильно говорить.
Учитель может дополнительно дать следующее пояснение:
— В слове бывает только одно ударение, независимо от количества слогов. Но место ударения в слове разное, так как в русском языке ударение не закреплено за определенным слогом, как в других языках (во французском языке ударение падает на последний слог, а в английском — на первый). Поэтому грамотный, культурный человек следит за правильностью ударения в слове (портфéль, а не пóртфель,звони́шь, а не звóнишь, понялá, а не пóняла, спалá, а не спáла). Он проверяет правильность ударения в слове по словарю в том случае, если сомневается.
4. «Подбери обувь героям сказок».
С одной стороны, это логическое упражнение. С другой — уточняется значение слов (кеды — современная спортивная обувь; лапти —обувь русских крестьян; башмаки носились в старину, но само слово живет до сих пор).
— Что носит Емеля? А что Буратино? В чем можно пойти на бал?
5. «За праздничным столом».
— Расскажите об угощениях, которые были на столе.
Учащиеся называют фрукты (сливы, вишня, лимоны), составляют схемы слов, делят слова на слоги, ставят знак ударения. Разгадывается акрофоническая схема слова торт: труба, ослик, рука, труба.
6. Итог урока.
— Где вы сегодня были? Кто вас пригласил? Что увидели? Что понравилось? Кого и как поблагодарите?
— Какие новые знания приобрели сегодня? (Узнали, что такое ударение и ударный слог.)
7. Для закрепления материала учитель может дополнительно использовать образ музыкального молоточка как символа ударения. Мотивированность этого образа можно показать так: «Выделяя ударный слог, мы как бы ударяем по нему голосом. Не случайно появилось такое стихотворение:

Ударный слог, ударный слог — Он назван так недаром. Эй, невидимка-молоток, Отметь-ка слог ударом!»


II. Письмо.Уроки «Ремонтная мастерская», «Собери машину» (с. 58—59).
Объем материала этих страниц для урока определяет учитель.
1. Упражнения в написании элементов письменных букв.
2. Звуковой анализ слов. Заполнение схем. Чтение по следам анализа.

Слово и предложение(с. 58—59)

Задачи: дать представление о предложении и его функциях; учить детей различать слово и предложение, выделять предложение в речевом потоке, записывать и читать его на основе схем и пиктограмм.
I. 1. «Похож — не похож». Умственная разминка в виде игры на сравнение предметов. Каждый из играющих задумывает два предмета, имеющих между собой какое-то сходство. Не называя предметов, дети должны указать, чем они похожи и чем они различаются (слива и вишня, персик и яблоко, груша и яблоко и т. п.).
— Я задумываю два предмета. Это овощи, они имеют круглую форму, но один растет в земле, а другой — на земле. Один — желтый с длинным хвостиком, сладкий, а другой — красный, сочный, мягкий. (Репа и помидор.)
— Кто ел репу? Расскажите, какая она по цвету, вкусу, форме. Посоветуйте, есть ее или нет.
— Сравните слова репа — репка по смыслу. Нарисуйте модель слова репка (рисунок и звуковую схему). Делим слово на слоги, определяем ударный слог.
2. Сравнение слова и предложения.
Вопросы для внимательных:
— Что вы сейчас делали? (Советовали, рассказывали, выражали свои мысли.) С помощью чего? (Слов.) Достаточно ли одного слова, чтобы выразить свою мысль?
— Условимся все связанные между собой слова, которые выражают определенную мысль, называть предложением.
3. Рассказывание сказки «Репка» с элементами драматизации.
4. Работа с азбукой.
— Как передано содержание сказки в азбуке? (В рисунках, моделях слов, схемах.)
— Рассмотрите иллюстрацию. Почему героям сказки не удается вытащить репку? (Дети объясняют, что на картинке не хватает мышки, дорисовывают ее, заполняют схему слова мышка.)
5. Закрепление понятия «предложение», знакомство с его схемой.
Взявшиеся друг за друга герои сказки как бы представляют в наглядно-образной форме состоящее из слов предложение.
— Как герои сказки выстраиваются друг за другом, так и слова для выражения какой-то мысли выстраиваются друг за другом и образуют предложение. Покажите, где на странице записаны схемы предложений. Как они оформлены?
— Вспомните начало сказки. («Посадил дед репку».) Посмотрите, как эта мысль записана с помощью схемы предложения. (Дети соотносят каждое слово предложения с его графическим обозначением в схеме, обращают внимание на оформление начала и конца предложения.) Затем анализируется последнее предложение «Вот и вытащили репку».
6. Составление предложения. Работа в паре.
Дети учатся строить предложение из отдельных слов, связывая их по смыслу и ставя в определенном порядке.
Учащиеся называют словами предметные картинки (лиса, волк, белка, сыр, рыба, грибы).
— Давайте составим предложение о том, кто из зверей что любит. Одно из предложений уже составил Ктототам. Озвучим его. (Белка любит рыбу.) Так ли это? Какое же слово надо заменить? (Белка любит не рыбу, а грибы.) Не будем больше надеяться на Ктототама и сами составим предложения.
Учащиеся составляют предложения и обозначают их начало и конец.
7. Обобщение: «Мы узнали, что такое предложение. Оно состоит из связанных между собой слов и выражает законченную мысль».
II. Письмо.Урок-обобщение «Проверь себя», «Подумай и сравни» (с. 60—63).
1. Звуковой анализ.
2. Письмо элементов письменных букв и безотрывных линий.
3. Логические упражнения.
4. Аня и Ваня, персонажи из прописи «Рисуй, думай, рассказывай», прощаются с детьми и просят рассказать, чему их научила эта тетрадь.
5. Чтение пословицы «Есть терпение — будет умение».

Записываем слова и предложения. Речь
(с. 60—63)

Задачи: дать практическое и наглядно-образное представление о речи; показать звучность, мелодичность и выразительность русской речи.
1. Рассматривание иллюстраций к сказке А. С. Пушкина, чтение литературных отрывков.
2. Выразительное чтение и заучивание поэтических строк.
3. Восстановление литературного текста.
4. Учащиеся вспоминают стихи о кораблике, вставляют пропущенные слова, читают их вслух. Учитель объясняет значение выражениякораблик бежит (плывет быстро, легко, напоминает бегущего человека).
5. Формирование общего представления о речи.
— Объясните, почему так говорят: «Речь льется». (Она напоминает непрерывное течение воды: слово следует за словом, и они, связываясь по смыслу, образуют предложение, выражающее мысли и чувства, а предложения, в свою очередь, тоже связываются по смыслу друг с другом в речи.) Почему речь царевны «словно реченька журчит»?
6. Закрепление наглядно-образной модели слова орех.
— В сказке А. С. Пушкина орешек изображается как драгоценность. А можно ли считать драгоценностью слово, которое мы сравниваем с орешком? (Учащиеся вместе с учителем размышляют о ценности слова, его звучании и тем более значении, которое действительно можно сравнить с «чистым изумрудом».)
Учащиеся осмысливают слово как взаимосвязь значения и звучания.
— В каких случаях говорят: «Слов много, а толку нет»? (О человеке говорят: пустозвон, пустослов, если он не знает значения слов, не понимает, о чем говорит. Получается, что его слова похожи на пустой орех.)
7. Обобщение (с. 62—63).

1 Число часов, отводимых на подготовительный период, учитель может сократить или увеличить по своему усмотрению.

2 Анализ пластического образа героев сказок, особенностей их поведения, изображенных в иллюстративно-образной форме на рисунке, очень важен для детей, так как впоследствии им легче будет воссоздать эти картины в своем воображении при самостоятельном чтении текста.

3 Мимика (от греч. слова mimikos — подражательный) — это движение мышц лица, которое выражает внутреннее, душевное состояние человека.

4 Интонация (от лат. слова intonare — громко произносить) — ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса; интонация слов — это манера произношения слов, которая выражает отношение человека к тому, что он говорит.

5 Дети, знающие буквы, могут составлять их (печатать) с помощью прямых линий.

6 Отрывок из произведения Дж. Свифта: «Так как слова суть только названия вещей, то автор проекта высказывает предположение, что для нас будет гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражений наших мыслей и желаний...»

7 Начиная с детьми изучение знаков, учителю необходимо помнить, что вся система средств, используемых человеком для обмена информацией, является знаковой по своей природе, а связь между знаком и обозначенным им предметом условна. Процесс общения с использованием знаков носит опосредованный характер. Сообщать детям все понятия нет необходимости, но понаблюдать опосредованность процесса общения — задача, посильная для них. Можно поставить ребят в позицию изобретателей, открывателей способов записи наших мыслей с помощью условных знаков или других посредников общения (предметов, символов, дорожных знаков и др.). Эта ступень в понимании опосредованности процесса общения совершенно необходима, так как она помогает детям понять суть общения с помощью слов, которые являются посредниками в нашем общении с людьми и окружающим миром.

8 Класс делится на группы, и в каждой из них проводится сюжетно-ролевая игра на темы «Магазин» и «Больница». Предметы в игре используются одни и те же. Например, ручки и линейки могут приобретать различное значение в игре «Магазин» или «Больница»: ручка означает колбасу в магазине и шприц в больнице. Таким образом дети осознанно овладевают операцией замещения. Учащиеся по характерным действиям с этими предметами определяют, какая группа во что играет (в «Магазин» или «Больницу»).

9 С этого урока можно договориться с учащимися использовать цвет как условный знак для передачи настроения. В конце урока на листочках бумаги дети раскрашивают квадратик одним из цветов (красный — радостное, зеленый — спокойное, черный — грустное, плохое настроение).

10 Содержание письма может быть заменено по усмотрению учителя. Дети, знающие буквы, могут использовать их.

11 Дополнительно сообщаются сведения, связанные с понятием знака. Например:
1) у погоды тоже есть свои знаки, вернее, не знаки, а признаки. Туча — признак дождя, желтые листья — признак осени и т. п.;
2) нахмуренное лицо человека, его резкий голос — это тоже признаки плохого настроения, которое окружающие смогут прочесть как знак недоброжелательного отношения к себе;
3) грязная одежда ученика, разбросанные на парте вещи, рваные книги могут быть истолкованы окружающими как знак неряшливости, неаккуратности.

12 Акрофонический принцип записи звуков с помощью картинок (с. 47).

13 Знак выводится на основе наблюдения за положением языка при произнесении мягкого согласного (язык немного приподнимается).

14 Бахча — это участок, где выращивают арбузы, дыни, тыквы.

15 Скандировать — громко и четко произносить слова по слогам, не обращая внимания на смысловую интонацию высказывания.

16 Лига — знак в виде дуги. Он ставится под нотами. Мы используем дугу для обозначения слогов, которые следует произносить не отрывисто, а плавно, слитно.

17 Чтобы детям было легче выделить ударный слог, можно продолжить серию упражнений с перестановкой ударения в словах — именах детей: Саша (Сáша — Сашá), Света (Свéта — Светá).

ОСНОВНОЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ — 135 ч, 15 недель 1
(Чтение — 75 ч, письмо — 60 ч)

Начало изучения букв в «АБВГДейке» отмечено новым разделом — «Веселое путешествие». Это длительный и довольно однообразный этап. Желательно, чтобы в этот период у детей не пропало желание учиться. Мы должны постараться сделать его интересным, занимательным, обеспечить хорошее усвоение и запоминание букв, а также быстрейшее овладение принципом чтения (чтением по слогам) и основным способом чтения целыми словами.
При проведении уроков по изучению букв учитель может использовать весь имеющийся опыт. В то же время необходимо учесть следующее:
1. Распределение материала носит тематический, а не поурочный характер. Готовя поурочное планирование, учитель может отвести на изучение каждой буквы столько уроков, сколько потребует уровень подготовленности учащихся. Это касается материалов, предлагаемых для повторения и обобщения изученного «Узелки на память».
2. Букварные страницы имеют единый тематический разворот, предлагающий для изучения сразу две буквы. Если этот путь окажется непосильным для учащихся, можно вернуться к традиционному варианту.
Целесообразно проводить комбинированные уроки «письма — чтения», активно используя Прописи 2, 3 «Мой алфавит».
3. В предлагаемой методике обучения грамоте сохраняется принцип «от звука к букве».
4. В методическом пособии учитель найдет образцы уроков с коммуникативно-речевыми ситуациями на основе содержания букварных страниц. Используя литературно-художественный материал учебника, учитель может самостоятельно продолжить это направление в работе.
5. Важно организовать сотрудничество детей на уроке: научившихся читать до школы и нечитающих, знающих буквы и не знающих их. Страницы азбуки предлагают задания различного уровня сложности. Пусть каждый ребенок использует то, что ему доступно на данный момент, так как и рисунки, и ребусы, и модели слов — своеобразные шаги в освоении чтения и письма.
Ниже приводятся два варианта уроков по изучению букв Аа и Оо: совместное и раздельное. Учитель может выбрать наиболее подходящий для него вариант.

Первый вариант. Звуки [а], [о]; буквы Аа; Оо
(с. 68—69)

I. 1. Чтение «смешанного» 2 текста с доски:

Добрый доктор Он под сидит. Приходи к нему лечиться И , и волчица, И жучок, и паучок, И медведица.


Кто сумеет прочитать, что здесь написано? («Айболит» — сказка Корнея Ивановича Чуковского.)
— Кому знакомо это произведение? Почему у доктора такое имя? Кого ему приходилось лечить?
Откройте азбуку: она поможет вам ответить на этот вопрос.
2. Рассматривание азбуки. Чтение отрывков из текста «И пришла...» учителем (читающими детьми) с привлечением всего класса к чтению по рисункам, заучиванию наизусть.
3. Звуковой анализ, характеристика звуков.
— Представьте, как стонали, жаловались, плакали больные животные. (А-а-а..., О-о-о...) Определите, гласными или согласными являются эти жалобные звуки (произносятся громко, с голосом, не встречая преграды со стороны органов речи, свободно, тянутся — это гласные).
4. Упражнения в выделении звуков [а], [о].
— И в самих названиях животных встречаются эти звуки. Послушайте слово лиса. Сколько звуков в этом слове? Назовите каждый и обозначьте «бусинкой». Какой же последний звук в этом слове? (Звук [а].)
Лису укусила одна оса, а если две осы, то как скажем? (Осы.) Теперь послушаем слово осы и определим, из каких звуков оно состоит, обозначим их в схеме.
5. Чтение на основе самостоятельного «открытия» буквы Аа.
— Кто сумеет прочитать, как жалуется на зубную боль акула? (А-а-а...) Какая птица на странице азбуки подсказала вам эту букву? (Аист — начинается с а.) Обведите букву Аа — большую, маленькую. Обычные названия предметов пишутся с маленькой буквы, а имена собственные — только с большой.
6. Обозначение звука [а] буквой а.
— Зная букву а, мы можем с ее помощью записать звук [а], который встретился в словах. Под каким звуком-«бусинкой» мы запишем букву а в слове лиса? (Дети, знающие все буквы, записывают все слово.) Чем интересно слово акула? (Начинается с буквы а и заканчивается буквой а.)
— С какой буквы пишется имя Айболит? (С большой буквы А, так как это имя собственное.)
— Айболит хочет проверить, хорошо ли слышат ушки зверят. Каким звуком начинается и кончается слово акула? Есть ли этот звук в названиях других зверят? Поможем им.
— Каким звуком начинается имя доктора?
7. Выделение звука [а] сопровождается его обозначением в схемах слов как гласного (слова указаны в «АБВГДейке»).
— За каждое слово — название животного доктор дает витамин А. Кто хочет быть здоровым и получить витамины? (Учитель раздает красные фишки из коробки, на которой написано «Витамин А».)
— Кто узнал эту букву? Прочитайте ее. Найдите и подчеркните букву А в отдельных словах и в тексте азбуки.
— Прочитайте, что сказала Айболиту акула. (А-а-а!) Что бы это значило? (Определить точно трудно, так как мы познакомились только с одной буквой и больше ничего не можем прочитать. Поэтому нужно спешить скорее познакомиться с другими буквами.)
8. — Кого курица клюнула в нос? Какие гласные звуки вы слышите в слове Барбос? (Звуки [а] и [о].) Чтобы вылечить Барбоса, нужно дать ему не только витамин А, но и таблетку, напоминающую по форме букву О.
9. Чтение «слов» Барбоса.
— Прочитайте так, чтобы передать, как скулил бедный Барбос вначале. (О-о-о!) А теперь передайте голосом радость Барбоса после выздоровления.
10. Чтение книги К. Чуковского «Айболит» учителем и заучивание детьми отдельных стихотворных строк. Слушание сказки про Айболита может быть продолжено и на следующих уроках.
11. Разгадывание ребуса «Осы». Учитель объясняет, что запятая обозначает отбрасывание последнего звука в слове сыр. Что остается? (Сы.) Какую букву добавили? (О.) Какое слово получилось? (Осы.)
12. Обобщение. С какими звуками познакомились? ([а], [о].) Буквы Аа и Оо, обозначающие гласные звуки, будем тоже называть гласными.
13. Работа учащихся в парах по подчеркиванию в тексте изученных букв, заполнению и подписыванию оставшихся схем.
II. Письмо. Пропись 2 «Мой алфавит» (с. 4—6, 8).
1. Самостоятельное выполнение упражнений по выбору — письмо элементов письменных букв (с. 4—5).
2. «Загадки слов» — звуковой анализ (с. 6, 8).
3. Печатание букв А и О.
4. Анализ графической формы строчных а и о.
5. Запись букв (строчных) а и о. Письмо заглавных букв А и О проводится на следующем уроке.

Второй вариант. Звук [а] и буква Аа (с. 68)
(Урок на литературно-художественной основе)

I. 1. Вступление.
Рассматривание книги К. Чуковского, которую достает Ктототам, определение ее автора и героя. Учащиеся называют его имя по слогам и определяют, что оно означает, в чем его необычность.
Чтение отрывков произведения учителем (или читающими детьми) с договариванием строк остальными детьми.
2. Завязка. «На приеме у Айболита».
— Кого лечил Айболит?
Распределяются роли.
— Как он это делал?
— Айболит хочет проверить, хорошо ли слышат ушки зверят. Каким звуком начинается и кончается слово акула? Есть ли этот звук в названиях других зверят? Поможем им.
— Каким звуком начинается имя доктора?
Выделение звука [а] сопровождается его обозначением в схемах слов как гласного (слова указаны в «АБВГДейке»).
3. Развитие действия.
— За каждое слово — название животного доктор дает витамин А. Кто хочет быть здоровым и получить витамины? (Учитель раздает красные фишки из коробки, на которой написано «Витамин А».)
4. Кульминация.
— Витамин А очень полезен для глаз, он укрепляет зрение.
— Ой, ребята, а те ли витамины мы получаем? Как это узнать?
— Посмотрите на коробку. Кто узнал эту букву? Прочитайте ее. Найдите и подчеркните букву А в отдельных словах и в тексте азбуки.
5. Развязка.
— Прочитайте, что сказала Айболиту акула. (А-а-а!) Что бы это значило? (Трудно определить точно, так как мы познакомились с одной буквой и больше ничего не можем прочитать. Поэтому нужно скорее познакомиться с другими буквами.)
Учащиеся могут предположить, каково содержание «речи» акулы, и передать ее с помощью соответствующей интонации.
II. Письмо.Пропись 2 «Мой алфавит» (с. 4—7).
1. Самостоятельное выполнение упражнений по выбору (с. 4—5).
2. Рассматривание печатного и письменного образца, восприятие наглядно-образного изображения буквы А.
— Трудная ли это буква? Сможете ли вы ее написать красиво? У вас есть помощники, это точки-ориентиры.
Можно приучать детей выделять ориентиры самостоятельно, договорившись с ними о том, что они будут ставить точку в том месте, где буква меняет свое направление. Две наклонные линии, образующие шалашик, пишутся без отрыва под счет: раз, два. На счет три пишется перекладина. Получается печатная буква А.
— Печатаем буквы прямо, так как во всех печатных текстах буквы в словах не соединены.
3. «Загадки слов» — звуковой анализ слова аист.
4. Письменная (строчная) буква а. Анализ образца; выделение элементов: овала и прямой линии с закруглением внизу.
— Письменный шрифт требует соединения букв друг с другом, поэтому учимся писать буквы наклонно. (Для соблюдения наклона и ритма дети ставят параллельные линии.)
Учитель должен обратить внимание школьников на то, что наклонное положение тетради помогает руке двигаться по строке плавно, не перемещаясь после каждой буквы и слова. Глазу и руке так удобнее, и они помогают друг другу. Что для этого надо? (Правильно положить тетрадь, правильно держать ручку.) Еще что? (Надо внимательно посмотреть, из каких элементов состоит буква.)
Последовательность работы: рассматривание буквы крупного образца (на что похожа эта буква?), самостоятельная запись (копирование) буквы в вертикальной полосе (это упражнение создает необходимую мотивацию для последующего поэлементного анализа буквы, выделения в ней опорных точек и ее записи), написание строчной а на рабочей строке после ее графического анализа.
Слого-звуковой анализ слова лиса, выделение и характеристика гласных. Представление об открытом и закрытом слоге (ли — открытый слог; так же рассматривается слог са).
5. Письмо заглавной А (с. 7).
Написание строчной буквы а, сравнение ее с заглавной буквой А, состоящей из трех элементов; проговаривание всех этапов написания образца буквы: «Начинаю писать заглавную букву А с нижней линейки (лапка немного выше линейки), веду вверх красивую наклонную линию, пишу ее немного выше верхней рабочей линейки и опускаю длинную прямую линию с закруглением внизу, потом пишу петельку-перекладину в середине буквы».
— Теперь поставьте карандашом точки, которые покажут вам начало, верх и конец буквы А.
— Посмотрите по образцу, вспомните, как мы рассуждали при написании буквы, напишите букву А один раз.
— Сверьте с образцом. Поставьте две наклонные линии. Напишите букву А еще раз. Сравните ее с образцом. Выберите из двух букв лучшую. Пишите букву Адальше.
6. В заключение урока дети в паре анализируют слова по моделям, записывают под ними печатные буквы.

Звук [о] и буква Оо (с. 69)

Урок включает все виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение.
I. 1. Звуковой анализ слова.
— Кто приходил лечиться к Айболиту? Кого курица клюнула в нос?
Выделение звука [о] в слове нос.
— Какой это звук: гласный или согласный? Докажите. (Воздух свободно проходит, не встречая преград.)
— Произнесите звук [о], понаблюдайте за положением губ при произношении этого звука. (Губы слегка округлены, напоминают овал.)
— Какая гласная в словах нос, Барбос ударная?
Перед звуковым анализом учитель скажет: «Мы с вами учимся обозначать буквами звучащие слова. Что для этого нужно делать?»
Дети усваивают правила грамотного письма:
отчетливое проговаривание слов с артикуляцией звуков;
деление слова на слоги, определение ударного слога;
характеристика звуков в каждом слоге: гласные, согласные (твердые и мягкие), заполнение схемы;
чтение слова по схеме слогами и целиком с ориентировкой на знак ударения и гласный звук;
называние слов, содержащих изучаемый звук.
2. Чтение слов по схемам. Работа в паре с взаимопроверкой; со словом нос ученики работают самостоятельно.
3. Подчеркивание изученной буквы в тексте. Чтение отрывка из стихотворения К. Чуковского читающими детьми.
4. Придумывание истории, в которой было бы предложение «О-о-о!», выражающее такие чувства, как радость, удивление или испуг. (История про осу, которая села на нос псу.)
5. Рассказ про ос (где живут, чем питаются, чем полезны).
II. Письмо.Буква Оо (с. 8—9).
1. «Загадки слов»: чтение акрофонической схемы слова дупло и составление звуковой схемы (в тетради).
2. Анализ буквы О — печатной и письменной (сравнение, выделение общего и различного).
— Почему изображены две буквы? (Заглавная и строчная.)
— Когда пишут заглавную букву?
3. Печатная буква О. Определение ориентировочных точек, копирование печатной буквы, самостоятельная постановка ориентиров-точек, печатание (тетрадь лежит прямо).
4. Письменная буква О. Установка на овладение письменным шрифтом: тетрадь лежит наклонно, так как это помогает писать буквы и связывать их в слова.
5. Письмо по образцу: анализ образца (строчные буквы состоят из одного элемента — овала); определение начала письма — ставим точку в том месте, откуда начинаем писать; значение стрелки (она показывает направление движения руки: откуда следует начинать письмо буквы); проговаривание: «Начинаю письмо буквы сверху, веду линию вниз, закругляю, поворачиваю вправо, вверх и закрываю овал».
6. Письмо строчной буквы о под счет раз — и, два — и, письмо прямых параллельных линий, проверка наклона.
7. Письмо заглавной О. Анализ графической формы. Обведение образца по точкам. Самостоятельное написание буквы.
8. Составление предложения со словом осы. Запись схемы предложения, выделение его признаков. (Предложение — это сообщение (высказывание) о чем-то (о ком-то); предложение состоит из слов; оно начинается с заглавной буквы, в конце ставится точка, которая отделяет одну мысль от другой.)

Звук [у], буква Уу (с. 70—71)

I. 1. Повторение изученного.
— Приходилось ли вам слушать эхо? А играть с ним? Давайте и мы поиграем. Я буду называть слова, а вы, как эхо, повторять последний звук и показывать нужную букву. Начали: игра, кольцо, пальто, стена, дыра, колесо.
2. Выделение изучаемого звука.
— Откройте азбуку на с. 76.
— Прочитайте, кто сумеет, текст внизу страницы. Какие звуки доносит эхо? Попробуем изобразить вой волка все вместе: У-у-у.
Какой это звук? (Гласный, так как громкий, протяжный, произносится свободно.)
3. Знакомство с буквой У. Почему мы ее называем гласной? (Обозначает гласный звук.)
4. Звуковой анализ слов с полной характеристикой каждого звука. Подпись букв под схемами.
5. Этап свободной самостоятельной работы детей в парах (с. 77). Учащиеся подчеркивают в тексте изученные буквы, заполняют схемы звукоподражательных слов.
6. Игра «Третий лишний».
II. Письмо.Буква Уу (с. 10—11).
1. Загадки слов. Чтение слов по акрофонической записи. Заполнение звуковых схем.
2. Анализ графической формы буквы Уу. Сравнение заглавной и строчной буквы. Печатание букв на основе образца.
3. Самостоятельная работа. Задание: самим написать строчную букву в вертикальной полосе, предварительно рассмотрев образец.
4. Анализ выполненной работы, осмысление типичных ошибок. Объяснение учителем начертания буквы у, воспроизведение ее в воздухе, запись буквы с проговариванием.
5. Запись слов с новой буквой.
6. Заглавная У. Работа ведется аналогичным образом.
7. Запись слова и короткого предложения с новой буквой. Правила оформления предложения на письме.
8. Дифференцированная работа: а) самостоятельный звуковой анализ слов для отстающих детей (с. 10); б) составление рассказа с данными словами.

Звуки [и], [ы], буквы Ии; ы (с. 72—74)

1. Звуковой анализ слов с обратной связью. Учитель называет слова, а учащиеся демонстрационными карточками с буквами о, а, уобозначают ударный гласный звук (дом, утка, рак, круг, волк, мак, кукла, кот).
Беседа о сказках: «Любите ли вы сказки? Какие из них вы знаете?»
2. Рассматривание страницы азбуки.
— Что вас удивляет? (Перепутаны герои сказок.) Как называется эта страница? («Путаница».)
— Назовите героев сказок, которые заблудились и попали не в свою сказку. (Курочка Ряба, Царевна-лягушка.)
— В какой сказке живет такой волшебный предмет, как иголка?
3. Звуковой анализ.
— В чем состоит волшебная сила иглы в сказке? И в нашей азбуке игла тоже не простая, она нас уму-разуму научит. Послушайте, каким звуком начинается слово игла. (Звуком [и].) Измените слово так, чтобы оно стало обозначать несколько предметов. (Иглы.) Какой звук появился на конце слова? (Звук [ы].)
— Сравните: [и] — [ы]. Чем похожи эти звуки? (Характеристика звуков как гласных.)
— Послушайте, как произносится [и]: рот чуть-чуть приоткрывается, и звук как бы проходит сквозь игольное ушко.
4. Знакомство с буквами И, ы, их обведение на странице азбуки.
5. Заполнение схемы слова иглы: выделяется и обозначается «бусинкой» каждый звук, а потом внизу подписывается буква. Чтение по акрофонической схеме слова Иван.
— В каких сказках вы встречали это имя? (Имя Иван на Руси было самым распространенным.)
6. Лексическая работа: рассматривание моделей слов; объяснение значения слова лук (лук — огородное растение и лук — старинное оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой). Учащиеся, рассматривая изображения огородного растения лука и оружия Ивана Царевича, а также модели этих слов, доказывают, что это разные слова.
7. Рассказывание сказки про Курочку Рябу (по цепочке). Организация диалога в парах.
— Представьте, что говорят дед и баба, утешая друг друга.
— По жестам и мимике определите: почему плачет дед, почему плачет баба? Прочитайте, как плачет баба. Дети читают: «И-и-и!» А как будет плакать старик? (У женщин всегда голос потоньше, у мужчин — погрубее. Старик издает звук [ы].)
В каких словах вы слышали этот звук? (Сыр.) Как изменить слово шар, чтобы в нем появился звук [ы]? (Шары.) Чтение слова шары по схеме.
8. Самостоятельная работа с моделями слов игра, рыбы, заполнение звуковых схем.
9. Чтение предложения из сказки К. Чуковского читающими детьми, остальные ученики подчеркивают в тексте новую букву.
II. Письмо.Буквы Ии; ы (с. 12—14).
1. Загадки слов, заполнение звуковых схем.
2. Графический анализ печатной и письменной буквы Ии, их сравнение.
3. Самостоятельное начертание строчной буквы и в вертикальной полосе, анализ ошибок.
4. Письмо строчной и. Анализ заглавной буквы И, запись ее на строке.
5. Сравнение букв и — ы, запись строчной ы.
6. Дифференцированная работа: а) работа с моделями слов; б) выкладывание слов фишками: Ира, игра, рыба.

Повторение: гласные и — ы.
Звук [э], буква Ээ (с. 75)

1. Сопоставление согласных перед и — ы. Слого-звуковой анализ слов: мишка — мышка (с. 79).
— Сколько слогов в первом слове? Какой слог ударный? Из скольких звуков состоит первый слог, второй? Охарактеризуйте звуки в первом слоге. (Согласный, гласный.)
— Как звучит первый согласный звук [м’]? (Мягко.) Какой звук следует за ним? ([и].) Теперь измените это слово так, чтобы первый звук был твердым. ([м].) Какой звук появился после [м]? ([ы].)
Вывод: после твердых согласных пишется буква ы, после мягких — буква и. Дети повторяют хором и индивидуально.
2. Чтение слов мышка, мишка, мушка по схеме.
— Как превратить мышку в мишку? Превратите твердый согласный [м] в слове мыла в мягкий согласный. Понаблюдайте за гласными после них. (Мила.)
Учащиеся чертят схемы слов, ставят под ними изученные буквы и читают их.
3. Звуковой анализ с обратной связью.
— В каких словах вы слышите звук [и] (рис, рыба, липа, лимон, рубин, смелый, умный, тихий, хитрый)?
Учащиеся поднимают карточки с соответствующей буквой.
4. Рассказывание известных сказок, запись их названий с помощью изученных букв (с. 80).
5. Знакомство со звуком [э] и буквой Ээ. Звуковой анализ слова эхо.
Ребята играют в эхо. Упражнения в различении звуков.
— Какие слова они кричат? (Лук, мак.) Какой гласный звук подхватит эхо в слове лук? (Дети произносят: л-у-у-к.) Обозначьте его буквой. (Дети записывают букву в пустых кружочках.) Какой звук подхватит эхо в слове мак?
6. «Поиграем в эхо».
— Какие еще слова предлагает для игры в эхо азбука? (Крот, рак, эму.) Будем играть так: сначала мальчики «прокричат» слово, выделив гласный звук, а девочки покажут соответствующую букву. Потом поменяетесь ролями. (После устной работы дети самостоятельно заполняют звуковые схемы.)
II. Письмо.Буква Ээ (с. 15—16).
1. Звуковой анализ слова эму, печатание заглавной и строчной буквы Ээ, их сравнение.
2. Графический анализ письменной буквы Ээ, письмо соединений с новой буквой, вписывание строчной буквы в слова.
3. Запись заглавной буквы Э; письмо предложений.
Малыш кричит: «Уа! Уа!» (с. 16).
— С какой интонацией надо прочитать коротенькие слова малыша, чтобы выразить: жалобу, обиду, призыв «Хочу есть!»? Обратите внимание на восклицательный знак (он означает, что при чтении надо выразить сильные чувства).
4. Учащиеся читают предложение: «Имя ослика Иа-Иа». Графический анализ заглавной буквы И и запись имени ослика.
— Из какой он сказки? Назовите других ее героев.
5. Модели слов мишка, кубики.
— Каким одним словом назвать эти предметы? (Игрушки.) Учащиеся составляют предложение с этими словами. (Мишка и кубики — это игрушки.)
— Что вы хотели сообщить, какую мысль выразить в этом предложении? (Что мишку и кубики можно назвать одним словом — игрушки.)
— Какие еще названия игрушек вы знаете?
Учитель обращает внимание детей на следующее: в русском языке очень много слов, с их помощью можно называть любой предмет, действие или свойство предмета, но есть и такие слова, которые объединяют сразу несколько предметов. Например, слово игрушки называет сразу все игрушки, но не указывает точно (конкретно) на какую-либо игрушку.
— Если малыш говорит: «Я хочу игрушку», то сможет ли мама догадаться, какую игрушку он хочет? Как выразить просьбу, чтобы мама поняла, что хочет малыш?

«Узелки на память».
Повторение изученных букв(с. 76—77)

I. 1. В начале урока дети получают заказное письмо. Учащиеся рассматривают конверт, на котором написаны изученные буквы. Они догадываются, что это письмо от господина Алфавита. Учитель читает текст письма:
«Всем! Всем! Всем! Всем, кто стремится попасть в волшебный Буквоград, необходимо сделать привал и как следует отдохнуть. Впереди трудная скоростная дорога. Благополучно пройдет по ней только тот, кто назубок знает все изученные буквы, хорошо их пишет.
Проверьте свои силы!
Господин Алфавит».
Учитель произносит ряд гласных и согласных звуков: [с], [а], [м], [о], [у], [н], [ы], [и], [э], [д], [к]. Учащиеся выделяют среди них гласные и обозначают красным цветом: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Вывод: в русском языке 6 гласных звуков.
Учащиеся произносят их и обозначают печатными буквами.
2. Рассматривание страницы «Узелки на память».
— Как понять этот заголовок? — недоумевает Ктототам. — Ведь заголовок — это не просто слова, а всему голова. Интересно, почему я должен запоминать какие-то узелки?
Учитель поясняет (для разъяснения можно пригласить Знайку или какого-нибудь другого героя известной детям книги), что очень-очень давно, когда люди еще не умели ни писать, ни читать и не знали ни одной буквы, они использовали палочку или веревку, к которой был привязан ряд разноцветных шнурков с завязанными узелками. Узелки были различными по форме, по-разному размещались на веревке, каждый узелок имел свое условное значение. С их помощью древние народы могли передать какое-то сообщение, о чем-то сказать своим соседям и друзьям, запомнить что-то важное. Выражение «узелки на память» осталось в языке. Оно используется тогда, когда люди хотят сказать: «Запомни! Это важно!»
— Что же здесь нам предлагают запомнить? Какие очень важные знания стараются сохранить в нашей памяти надолго? (Знание букв, умение различать гласные и согласные звуки.)
— Докажите господину Алфавиту, что вы хорошо знаете 6 гласных букв и хорошо слышите в словах звуки, которые обозначаются этими буквами.
Учащиеся читают буквы, находят их в текстах повышенной сложности (с. 82—83), отгадывают ребусы.
3. Рассказы о литературных героях.
— Кто из сказочных персонажей вам знаком? Из какой они книги? Что вам известно о них? Что нравится? Кто читал вам книгу? Почему каждый из них держит разные буквы? (Читающие дети прочитывают имена персонажей.)
Затем учащиеся составляют предложение о своем любимом герое и записывают его с помощью схемы.
4. Устные рассказы по картинкам. Чтение имен героев, записанных акрофоническим способом. Заглавная буква в именах собственных.
II. Письмо. Повторение. «Буквенная мозаика», «Пиши, да не спеши» (с. 17—19).
1. Дописывание элементов письменных букв.
2. Составление предложений по схеме.
3. «Буквенная мозаика». Конструирование букв.
4. Самостоятельные упражнения в письме. Запись изученных букв по памяти.
5. Составление предложений по схемам.

Звуки [м], [м’], буква Мм (с. 78) 3

I. 1. При изучении согласных желательно сначала дать общее представление о согласных, которые весьма разнообразны по своему звучанию (они могут шипеть, трещать, свистеть, шуршать). Уловить свойства согласных звуков помогают стихи А. Барто «Игра в слова»:

Скажи погромче Слово «гром». Грохочет слово, Словно гром. Скажи потише: «Шесть мышат». И сразу мыши Зашуршат.

Дети сами выделяют звуки, которые здесь «играют» ([р], [ш]).
2. Учитель напоминает детям, что они знают 6 гласных звуков. Именно они придают нашей речи мелодичность, напевность, так как при произнесении этих звуков воздух свободно выходит через полость рта.
— Все гласные звуки произносятся с голосом. Губам и языку тоже захотелось участвовать в разговоре, и они начали ставить различные препятствия свободно льющимся звукам. Так появились согласные звуки.
— Приготовьтесь произнести звук [а], а губы сомкните. Получился ли у вас звук [а]? (Нет.)
— Сомкните губы и подайте голос — услышите звук [м]. Найдите слова, где слышится этот звук.
3. Коммуникативно-речевая ситуация по сюжетной иллюстрации «Мама накрывает на стол». (Учащиеся распределяют роли: мама и ее дети.)
Речевая задача для мамы:
— Убеди своих детей, что не следует опаздывать к завтраку. Вся семья должна быть за столом.
Речевая задача для Мити:
— Объясни, почему ты не можешь вместе со всеми завтракать. (Я готовлюсь к выступлению на концерте. Уже выбрал маску, теперь репетирую сольное выступление.)
4. Анализ звуков [м] и [м’].
— Из каких звуков состоит слово маска? Обозначьте их в схеме. Замена какого звука помогла превратить слово маска в слово миска? Чтение этих слов по схеме.
5. Сравнение звуков [м] и [м’].
Чем похожи и чем различаются эти звуки? (Согласные образуются на основе преграды; губы смыкаются, но [м] — твердый звук, а [м’] — мягкий, так как дополнительно происходит подъем средней части спинки языка к твердому нёбу (дети вспоминают символическое изображение мягких звуков).) Что еще из приготовленного на столе начинается со звука [м] или [м’]?
6. Чтение акрофонической схемы и озаглавливание рассказа.
7. Знакомство с буквой Мм.
— Два звука [м] и [м’] обозначаются одной буквой м.
— Посмотрите на нее: как вы думаете, почему именно застежка-молния изображает букву м? (Слово молния начинается со звука [м].)
8. Работа со значением слова.
— Какие еще молнии бывают? (Молнии в небе.)
— Почему застежку так назвали? (Она мгновенно застегивается и расстегивается.)
9. Освоение позиционного принципа чтения — важнейшая часть урока.
— Знаете ли вы, как распеваются певцы? Как они это делают? (Они поют гласные звуки [а], [и] ... и слоги ма, мо, ми, му.)
— Что делает мальчик? (Он распевается.) Помогите ему. Какие звуки обозначены в слогах? Назовите их. А теперь споем слоги, как певцы. Помните, что при произнесении слога губы будут сначала смыкаться, а потом размыкаться.
Учащиеся читают слоги ма, мо, му, мы, ми, смыкая и размыкая губы.
Упражнение в договаривании слога до целого слова.
— Но вот мальчик решил передохнуть и поиграть с младшей сестренкой в слова. Например: ма... (машина), ми... (минута). Но сестренке трудно, помогите ей.
— Как читать согласную в слоге (твердо или мягко), подскажет вам гласная буква. Согласный перед буквами а, о, у, ы, э читается твердо, а перед и — мягко. Старайтесь без паузы, мгновенно соединять звуки и слоги.
Самостоятельное чтение слогов с буквой м. Составление слова мама и чтение предложения.
II. Письмо. Буква Мм (с. 20—21).
1. Письмо строчной буквы м: а) чтение слова по акрофонической схеме, отгадывание ребуса; б) анализ графической формы буквы Мм(печатной и письменной, их сравнение, сопоставление); в) самостоятельное воспроизведение печатного образца; г) самостоятельное копирование буквы, воспроизведение ее в полосе, анализ письменной буквы, обведение м по точкам и самостоятельная запись буквы в рабочей строке, письмо слогов. Целевая установка: «Пишем медленно, но аккуратно и красиво».
2. Письмо заглавной буквы М.
3. Запись слов и предложений. Правила оформления предложения на письме.

Звуки [с], [с’], буква Сс (с. 79)

I. 1. Составление рассказа о семье. Придумывание названия, хоровое чтение заголовка «Школа» (акрофоническая запись).
2. Слого-звуковой анализ слов со звуком [с], выделение звука и обозначение его буквой.
— Кого учит девочка? (Слона, лисичку, ослика, мишку.)
— Каким звуком начинается слово слон? Найдите похожий звук в слове лисичка. Почему это согласные звуки? (Зубы и язык образуют преграду выходящему воздуху.)
3. Упражнения в слышании звуков [с] и [с’].
— В названиях каких зверюшек есть эти звуки? Проводится слого-звуковой анализ этих слов.
4. Знакомство с буквой с.
Звуки [с] и [с’] обозначаются буквой с. Что напоминает буква с по форме? (Кусок сыра.) Какие звуки обозначает буква?
5. Составление и чтение слогов с буквой с(са — со — сэ — су — сы — си).
— Какие слоги предлагает прочитать Аня? А какие слова она хочет из них составить?
6. Дикционные упражнения.
— Посмотрите, медвежонок поднял лапу, просит слова. Он хочет сказать, что дети, особенно малыши, нередко шепелявят и мишку превращают в миску. Какие звуки они путают? (Звуки [с] и [ш].) Докажите, что вы умеете правильно и четко произносить звуки, проговорите чистоговорки: У Сени и Сани в сетях сом с усами. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
7. Чтение слов хором (слова написаны на доске).
— Кто догадался, как зовут девочку? (Сима.) Какие еще слова можно напечатать? (Мы, сам, сама, сами, мыс.)
— Как составить и прочитать слоги с буквой с? Необходимо дать детям возможность самим рассказать, как они будут читать слог, и только потом опробовать с ними несколько приемов чтения слога: чтение по следам анализа (составил слово — прочитал его); чтение с опорой на артикуляцию звуков (посмотрите на первую букву, приготовьтесь назвать согласный звук (ротосмыкатель), потом широко откройте рот для звука [а], произнесите слог сразу на одном выдохе); чтение с ориентировкой на гласный (смотрите на гласную, следующую за согласной, помните, что согласные перед и произносятся мягко — [с’], [м’].
8. Чтение и разбор предложения: Мы сами с усами.
— Могут ли ребята так сказать о себе? (Да, так как это выражение означает: «Мы не глупее других, нисколько не хуже».)
II. Письмо. Буква Сс (с. 22—23).
1. Письмо строчной буквы с.
2. Слого-звуковой анализ слов со звуками [с] и [с’], запись этих слов.
3. Классификация (выделение слов со звуком [с]).

Комбинированный урок «Чтение — письмо».
Повторение строчных букв м, с, письмо заглавных букв М, С
(«Мой алфавит», с. 20—23; «АБВГДейка», с. 78—79)

1. Самостоятельная работа. Печатание изученных букв под звуковыми схемами слов (миска, мышка, сом).
2. Чтение слов по следам анализа. Повторение правил чтения прямого слога.
3. Чтение слогов с буквами м, с, написанных Симой («АБВГДейка», с. 78—79), и предложения, которое составил Ктототам.
— Понравилось ли вам, как он выразил свою мысль? Это поговорка (краткое, меткое, яркое изречение).
— Попробуйте прочитать ее так, чтобы мы почувствовали, как радуется и гордится вашими успехами Ктототам.
4. Чтение текста повышенной сложности (для читающих) и подчеркивание известных букв.
— Чем похожи и чем различаются слова мама, мамочка, мамуля? Как они звучат?
5. Письмо слогов и слов с буквами м, с и заглавной буквой М («Мой алфавит», с. 21).
Учащиеся встречаются с героями сказки Л. Толстого «Три медведя» и персонажами из сказки «Маша и медведь». Маша и Миша очень просят ребят запомнить, какие звуки обозначаются буквой м.
Слого-звуковой анализ слов Маша, Миша.
— Что в звучании слов общее, в чем различие? Кто больше назовет слов с мягким звуком [м’]? с твердым [м]?
За каждое правильно названное слово дети получают очко (можно раздать им фигурки мишек, квадратики и т. д.). Набравшие самое большое количество фишек становятся победителями.
1) Письмо слогов ми — мы — ма, слова мама.
Маша просит детей помочь ей научить Мишу писать заглавную букву М.
2) Письмо заглавной буквы М (правила письма имен и фамилий).
— Ребята, — говорит Маша, — посмотрите на наши две рабочие линии. На что они похожи? Мне кажется, что они напоминают дорогу, по которой мы едем из Звукограда в Буквоград. Чтобы наш поезд шел с хорошей скоростью и с ним ничего не случилось, надо писать буквы очень ровно, а вертикальные линии писать так, как уложены шпалы на железнодорожном полотне. Об этом вам будут напоминать две маленькие наклонные палочки (линии, черточки). Помогите Мише написать красиво и аккуратно слоги мы — ми — ма.
3) Письмо заглавной буквы М проводится после ее графического анализа, затем даются ориентиры в написании буквы (дети ставят опорные точки на основных вертикальных линиях буквы), наклонные линии используются как ориентиры для наклонного размещения буквы на строке.
4) Аналогичная работа ведется с [с] и буквой С (с. 23).
Сказочные персонажи вместе с детьми составляют слова с изученными буквами. Слова используются самые различные.
6. Чтение слов, написанных письменными буквами.
7. Сопоставляются предложения со словами, имеющими буквы С, М; записываются схемы этих предложений. Проводится чтение предложений по схеме, данной в тетради: Маша любит молоко. (Маша пьет молоко.) Маша любит малину. (Маша ест малину.)
8. После обобщения знаний об изученных звуках ([с], [с’] и [м], [м’]) проводится внеклассное чтение.


3959174885935770.html
3959222301011921.html
    PR.RU™